Пресс-центр

Медиация - ваш бизнес-помощник

13.09.21

Медиация представляет собой способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.


В сфере предпринимательства всё чаще используют медиацию как альтернативный способ разрешения конфликтов, позволяющий разрешить спорную ситуацию в максимально короткие сроки с минимальными финансовыми затратами и сохранением конфиденциальности.


Выбор медиативной процедуры обусловлен следующими обстоятельствами:
1. Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.
2. При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.
3. В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.
4. Сфера частных интересов участников процедуры полностью защищена, поскольку процесс медиации – это конфиденциальный процесс.
Сотни предпринимателей России уже использовали процедуру медиации для успешного разрешения конфликтов.


Медиация (посредничество) – это примирительная процедура, основанная на взаимном добровольном волеизъявлении сторон.

Основные принципы медиации:
· добровольность
· равноправие сторон
· конфиденциальность
· нейтральность


Примирительная процедура может быть начата при возникновении спора как до обращения в суд, так и после обращения в суд, в том числе по предложению судьи.

 
Положительным итогом примирительной процедуры с участием посредника является достижение соглашения об урегулировании спора, которое заключается в письменной форме в трех экземплярах, каждый из которых подписывается лицами, принимавшими участие в примирительной процедуре.

 
Виды споров
Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.10 г. № 193-ФЗ регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, таких как:

· споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам купли-продажи, займа и кредита, аренды, подряда и другим;
· споры о нарушении прав собственника, не связанных с лишением владения;
· споры о защите деловой репутации;
· споры о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
· споры о нарушении авторских и смежных прав;
· споры о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака.
· корпоративные споры;
· споры, возникающих из брачно-семейных отношений;
· споры, возникающие из земельных правоотношений;
· наследственных (о разделе наследственного имущества);
· жилищные споры (об определении порядка пользования жилым помещением, и т.д.);
· споры о защите прав потребителей;
· споры о взыскании суммы по договору займа, кредитному договору;
· споры о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, тепло- и электроэнергию;
· трудовые споры (об установлении факта трудовых отношений, о восстановлении на работе и т.д.);
· споры о возмещении материального ущерба;
· споры о взыскании задолженности по договору строительного подряда;
· споры о взыскании суммы неосновательного обогащения;
· споры о возмещении ущерба, причиненного в результате пожара;
· споры о возмещении вреда здоровью;
· споры о компенсации морального вреда,
· споры о взыскании вреда, причиненного ДТП,
· споры о признании недействительным договора дарения;
· споры об истребовании имущества из чужого незаконного владения;
· другие споры, не затрагивающие интересы третьих лиц и публичные (общественные) интересы.

 
Процесс примирения с помощью медиации начинается с добровольного, взаимного согласия сторон о применении процедуры медиации для разрешения имеющегося спора, независимо от того, рассматривается ли одновременно такой спор в суде или нет. Любая из сторон может быть инициатором предложения другой стороне об обращении к медиатору.


Как медиатор урегулирует спор

Медиатор в целях разрешения конфликта:
· проводит консультации со спорящими сторонами и (или) их представителями;
· организует переговорный процесс, при необходимости проводит беседу с каждой из сторон в отдельности;
· устанавливает интересы и намерения спорящих сторон в разрешении спорной ситуации;
· определяет условия, требования и пожелания сторон к проведению примирительной процедуры и ее результатам;
· определяет перспективы разрешения спора;
· принимает меры по выходу из конфликтной ситуации, возникшей между спорящими сторонами;
· содействует в достижении сторонами соглашения, разрешающего конфликт.

Преимущества урегулирования спора с участием посредника (медиатора):
· существенная экономия времени и денежных средств;
· процедура разрешения спора менее формализована;
· процесс и результат разрешения спора зависит от воли сторон, именно стороны вырабатывают условия достигаемого соглашения;
· стороны имеют возможность в любое время отказаться от участия в процедуре медиации, а также возобновить его;
· возможность участия в урегулировании спора не только медиатора, но и специалистов других отраслей (экономиста, психолога и др.)
· возможность достижения справедливого, приемлемого и взаимовыгодного для сторон решения, не доводя дело до суда;
· процедура медиации направлена на поиск согласия, а не определение вины сторон;
· возможность разрешения спора в атмосфере психологического комфорта и сотрудничества между спорящими сторонами;
· большая вероятность исполнения сторонами взятых на себя обязательств в результате достижения соглашения об урегулировании спора.