Пресс-центр

Прошел первый день ХV Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей

25.05.21

24 мая 2021 года на ХV Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей в Москве в рамках заседания экспертного совета уполномоченные из 67 регионов России обсудили проблематику в уголовной сфере, новые подходы к контролю и надзорной практике, внесудебные формы защиты — как дополнительные инструменты для уполномоченных и затратная для внедрения система маркировки молока и молочной продукции.


В ходе конференции обсуждались материалы очередного доклада бизнес-омбудсмена Президенту России.


За последние годы в законодательстве был реализован целый ряд предложений Уполномоченного, содержавшихся в ранее представленных докладах. В частности, повышены пороги ущерба по экономическим статьям. Предусмотрена возможность прекращения уголовного дела при условии возмещения ущерба (для ряда «предпринимательских» статей). Особый порядок признания предметов и документов вещественными доказательствами по уголовным делам о преступлениях в сфере экономики распространен на ч. 1–4 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Уточнены критерии применения ограничений заключения под стражу предпринимателей. Расширен перечень экономических преступлений, уголовные дела по которым возбуждаются только по заявлению потерпевшего. От уголовной ответственности освобождается предприниматель, погасивший задолженность по зарплате. На особый контроль взята обоснованность изъятия оригиналов документов, материалов и документов.


Материалы опроса, проведенного службой специальной связи и информации ФСО России среди 615 экспертов (250 адвокатов и юристов-ученых и 365 сотрудников прокуратуры), показали, что лишь 48% из них оценивают норму ч. 4.1 ст. 164 УПК РФ («не допускается необоснованное применение мер, которые могут привести к приостановлению законной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей») как «безусловно эффективную» или «скорее эффективную». Еще 21% считают, что норма «скорее неэффективна» или «безусловно неэффективна». 26,7% затруднились с ответом.


Вопреки изменениям в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ, суды зачастую необоснованно избирают для предпринимателей меру пресечения в виде заключения под стражу, используя общих формулировки: «преступление находится вне сферы предпринимательской деятельности», «преступление не связано с обстоятельствами, указанными в ч. 1.1 ст. 108 УПК РФ».
Отмечаются проблемы и с новым порядком работы статьи 210 УК РФ (организация преступного сообщества). Более трети опрошенных экспертов полагают, что изменения, исключившие привлечение к ответственности по ней предпринимателей и их сотрудников только в силу организационно-штатной структуры организации и соотнесения преступления с ее деятельностью, никак не повлияли на уголовное преследование предпринимателей.


Распространение особого порядка признания предметов и документов вещественными доказательствами (ч. 1 ст. 81.1 УПК РФ) на преступления по ч. 1–4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) – в том случае, если эти преступления признаны совершенными в сфере предпринимательской деятельности, на практике тоже действует не слишком эффективно. По данным опроса ФСО, только каждый десятый предприниматель указал на применение особого порядка, в то время как об изъятиях средств производства заявили почти 20%, оригиналов документов — две трети, об изъятии носителей информации — почти 60%.


В материалах доклада Уполномоченного говорится о необходимости привлекать к ответственности должностных лиц, необоснованно признающих указанные положения статей УПК РФ неприменимыми в рамках конкретных уголовных дел. Особая надежда в этом плане возлагается на реализацию совместного указания Генеральной прокуратуры, МВД, Следственного комитета, ФСБ и ФТС от 23 июля 2020 года «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности».
В ходе конференции были представлены результаты Индекса административного давления за 2020 год, составленного аппаратом Уполномоченного. Статистика показывает, что количество федеральных проверок в прошлом году сократилось с 992 до 402 тысяч, региональных – с 307 тысяч до 118 тысяч, муниципальных – с 49 тысяч до 15 тысяч. При этом количество случаев причинения вреда субъектами, относящимися к поднадзорной сфере девяти контрольных ведомств (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Россельхознадзор, МЧС, Росзздравнадзор, Ространснадзор и Роструд) практически не изменилось.


В 2020 году контрольно-надзорные органы с готовностью восприняли экстренные меры, связанные с пандемией COVID-19, отметил Свириденко. Результатами моратория на проверки и перехода к преимущественно профилактическим методам стали не только сокращение общего число проверок на федеральном, региональном и муниципальном уровне на 60%, но и улучшение большинства показателей Индекса по контрольным ведомствам.


Роспотребнадзор больше всех сократил долю организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору (на 14,6%), штрафы по экономическим статьям (на 1,2 млрд. рублей), долю предупреждений (на 1,3%, до 13,8%), однако нарастил долю штрафов, наложенных вне проверок (+ 23,7%).


В Ространснадзоре доля предупреждений выросла с 11 до 11,8 %, на 0,1 млрд рублей снизился наложенных штрафов. Также увеличили долю предупреждений, сократили число проверенных объектов и уменьшили размер штрафов Россельхознадзор, Росздравнадзор, Ростехнадзор и Роструд.

В течение 2020 года на 60% сократилось общее число проверок на федеральном, региональном и муниципальном уровне, а также улучшился ряд показателей Индекса административного давления практически по всем ведомствам.


Не менее сложным год и введение новшеств обещает быть для Генпрокуратуры, которой предстоит вести мониторинг внедрения новых принципов КНД и создать новый реестр контрольно-надзорных мероприятий.


Ведомство также видит особую роль уполномоченных в содействии и переходе к новым принципам КНД. Об этом заявил заместитель начальника ГУ по надзору за исполнением федерального законодательства – начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Артем Кононенко.


ФТС готовится внедрять полностью автоматизированные таможенные процедуры без участия инспекторов.


Об этом в ходе XV Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей сообщил заместитель руководителя Федеральной таможенной службы России Владимир Ивин.